«Дар трубадура дается свыше. Его вдохновение - это его восприимчивость. Его музыкальность ловит звуки гроз или тихих рассветов. Но так же, как камни остаются, есть и песни, которые не увядают.
Сидя на кровати в холодной комнате, я замирала, глядя на стену, по которой двигались тени потерянного Парижа. А сердце поет: «Париж наш... Париж наш...»
Вот уже несколько месяцев я в Лондоне. С первого же дня я увидела ужас войны. Каждый вечер в один и тот же час начиналась воздушная тревога. Ревели сирены, разрывались бомбы, дом напротив превратился в пылающий костер и рушился, как карточный замок.
Прижимая гитару, со страхом я смотрела на огонь, с которым не могли справиться гигантские струи воды. Толпы людей, бегущих без оглядки в бомбоубежище или в метро... Все эти впечатления выливались в мои военные песни, куда входили угроза дня, отчаяние, надежды и мелодичные напевы прошлых мирных дней. Случай привел в канадский отдел Радио Би-Би-Си, где работает бригада «Французы говорят французам». Они просят меня спеть-«Париж наш», «Мужество», «Вербное воскресенье» и другие. Всеобщий энтузиазм - где как не тут нужны эти песни ? С тех пор примыкаю к ним вольным Трубадуром. А потом начались поездки по всей Англии с Армейским театром...
После одного из выступлений на военной базе, зайдя за занавеску, увидела газету, в которой прочла заметку о жестоких боях под Смоленском, о храбрых партизанах. Одним порывом, как крик сердца, во мне рождается мелодия. Свищу, пою, тема воскрешает в памяти образ партизан. Так эта песня и родилась в один вечер, зимой 1942 года в глуши Англии среди тех, кто уходил, рискуя своей жизнью...»
Из автобиографической книги Анны Марли
«Певец Свободы»
______________
«Песнь партизан» стала гимном французского Сопротивления, позже наряду с «Марсельезой» она была включена в школьные учебники Франции. Она исполнялась Ивом Монтаном, Джоан Баэз, Джонни Холидеем, десятками хоров и ансамблей, в том числе и хором Советской Армии под управлением Бориса Александрова, спевшим ее во время своего знаменитого концерта в парижском зале «Плейелъ» в 1964 году.
Есть свидетельства воздействия «Песни партизан» на тех, кто в партизанских отрядах, в рядах бригад сражался против немецкой армии. Один из них пишет: «Это был голос самого Сопротивления с его смелостью и надеждой, своим вызовом и мечтой. Я пишу об этом, сейчас в Америке, 20 лет спустя, слушая пластинку. И слышу тот же уникальный голос, с нарастающей силой поющий о свободе, побеждающий все беды. Ничто не исчезло из переворачивающей душу напряженности того времени. Голос Анны Марли вечно молод...»
«Анна Марли была для «Свободных французов» олицетворением молодости и таланта. В нас, добровольных изгнанниках, ее песни будили любовь к Франции и надежду» - Морис Дрюон.
|