Семейные реликвии Анны Марли в России  




Таганрог-Дворец Алфераки. Начало ХХ века.



Таганрог-Дворец Алфераки. Начало ХХ века



Таганрог-Дворец Алфераки. Начало ХХ века



Таганрог-Дворец Алфераки-после ремонта 2003 год.



Дворец Алфераки. Таганрог




Флигель-адъютант адмирал Михаил Михайлович Весёлкин и Император Николай II
фотография сделана 29 июня 1910 года на Императорской яхте «Штандарт» (В 1918 году контр-адмирал М.М.Весёлкин был расстрелян в Петрограде вместе с отцом Анны Юрьевны Ю.А. Бетулинским.)




"Пастораль", художник Дмитрий Стеллецкий



Пресс-конференция в Российском фонде культуры 19 июня 2002 года.

Голос Анны Марли недавно снова прозвучал в России. Живущая ныне в США, она с магнитофонной ленты обратилась к переполненному залу Российского фонда культуры, где его президент Никита Михалков и руководитель Дирекции президентских программ Елена Чавчавадзе представляли новые реликвии русского зарубежья, поступившие в дар России:

Здравствуйте, господа журналисты!

Я всегда жила с Россией в сердце, это мне передала моя мама, это мне передала няня.
Все мы за границей жили русским духом, русской иконой, Родиной…Моя история длинная – это десятки лет странствий по всему миру с песнями, с «joie de vivre» как говорят французы, т.е. с весельем в сердце и оптимизмом. В доме у меня накопилось немало вещей - у меня есть большая картина Стеллецкого, который мой дядя. У меня «Пастораль», очень красивая картина, которую я передаю в Российский фонд культуры.
Портрет Евреинова, которого я очень почитала всегда, это большой наш драматург. Одна из его пьес была переведена чуть ли не на 38 языков мира. Потом мой портрет, написанный Матвеем Эдмундовичем Рейтлингером. Много других менее крупных вещиц.
Мама и я, мы хранили эти вещи, и подсознательно жила надежда: авось эти вещи вернутся в Россию. И вот это осуществилось. Я очень рада.
Анна Марли.

Журналистов ожидал еще один сюрприз от Анны Марли – в стенах зала, где проходила пресс-конференция, прозвучала её неповторимо исполненная песня «Уроки соловья».
Анна Юрьевна Смирнова-Марли передала России семейные художественные и архивные реликвии – портрет великого мастера русского театра Николая Евреинова работы блистательного художника, соратника Сергея Дягилева Александра Шервашидзе, панно «Пастораль»одного из самых известных живописцев русского Парижа Дмитрия Стеллецкого, в своё время расписавшего храм на Сергиевом подворье в столице Франции. Это панно было подарено Д.Стеллецким, приходящимся дядей Анне Юрьевне, в день её свадьбы. Большой интерес представляет и прибывший в Москву «Портрет Анны Марли», исполненный графиком М.Э.Рейтлингером, а также книга его иллюстраций к роману «Война и мир» Л.Н.Толстого и «Мертвые души» Н.В.Гоголя, - раритет, знакомящий с творчеством малоизвестного в России художника. Фонду передана также фотография, запечатлевшая Императора Николая II и флигель-адъютанта адмирала Михаила Михайловича Весёлкина, сделанная 29 июня 1910 года на Императорской яхте «Штандарт» (В 1918 году контр-адмирал М.М.Весёлкин был расстрелян в Петрограде вместе с отцом Анны Юрьевны Ю.А. Бетулинским.)
По воле дарительницы работа художника А.В.Петцольта «Мальчик в греческом костюме», изображающая в детстве деда Анны Юрьевны по материнской линии Михаила Николаевича Алфераки, представленная на пресс-конференции, передана Историко-литературному и архитектурному Музею-заповеднику города Таганрога, одно из зданий которого некогда принадлежало роду Алфераки. Сюда же Анна Юрьевна передала множество других семейных реликвий, бережно хранимых ею на протяжении многих лет жизни на чужбине: золотой напёрсток прабабушки, изготовленное руками крепостных мастериц полотенце, предметы туалета М.Н.Алфераки, костяной нож для разрезания бумаги, батистовый платок с гербом Алфераки, свой Орден Почётного Легиона и брошь, подарок будущего короля Испании Хуана Карлоса. А также портфель для нот – подарок няни Натальи Степановны Муратовой, альбом со старинными фотографиями. Из архивных документов – свидетельство о бракосочетании родителей Марии Михайловны Алфераки и Юрия Андреевича Бетулинского, а также одиннадцать тетрадей Дневника Маврогордато, представителя другой греческой династии Таганрога.(*)

(*) 11 октября 2002 года в Таганроге во дворце Алфераки состоялось открытие экспозиции, посвящённой Анне Марли. На ней были представлены семейные реликвии, переданные Анной Юрьевной музею. Силами городской филармонии был дан концерт, в котором прозвучали инсценировка по автобиографической книге Анны Марли «Певец Свободы» в исполнении драматической актрисы Людмилы Бурлаковой, классическая музыка и записи песен Анны Юрьевны.

Выступавший на пресс-конференции президент Российского фонда культуры Никита Сергеевич Михалков назвал «уникальной работу, связанную с возвращением в Россию документов, писем, фотографий, кинопленок, семейных реликвий потрясающих людей, которые сумели сохранить свою родину, свой язык, свою память, передать эту память своим детям и внукам, что является само по себе настоящим гражданским подвигом. Какая же должна быть внутренняя неразрывная связь, чтобы вдали от России изнутри проживать её историю – не только настоящую, но и будущую. Это говорит о том, что эта связь не осталась лишь ностальгически печальной и воспоминательной. Она живая, она осязаемая.
Думаю, - сказал Никита Михалков, - что это самый главный подвиг, который был совершён русской эмиграцией в течение всех этих лет изгнания. Все те, кто отдает семейные реликвии в фонд культуры, могут быть абсолютно уверены в том, что это не пропадет, не исчезнет, не будет пылиться в запасниках. Мы на надеемся, что рано или поздно будет создан Музей вот этого подвига, который будет рассказывать, особенно молодым людям, что же это такое – жить вдали от дома и жить этим домом. Я хочу выразить огромную благодарность дарителям, причем не только от себя. Убеждён, что это нужно нашему Отечеству, нужно молодым, следующим за нами поколениям…»




Таганрог. Экспозиция, посвященная А.Ю.Смирновой-Марли во Дворце Алфераки




Таганрог. Экспозиция, посвященная А.Ю.Смирновой-Марли во Дворце Алфераки
Предки Анны Марли - Любовь Кузьминична (1824-1906) и Николай Дмитриевич Алфераки (1815-1860)




Ахиллес Николаевич Алфераки (1846-1919).


Елена Николаевна Чавчавадзе, автор проекта «Возвращение», сказала на пресс-конференции, что «настало время создать Центр для собрания возвращённых реликвий. Это тоже наша история. Дарители тоже дети России и имеют точно такое же право на то, чтобы та часть, которую они увезли и сохранили, вошла в общую часть России… У каждой вещи своя судьба. Вот этот замечательный «Портрет мальчика в греческом костюме» передается в Таганрог – в музей, который размещается во дворце Алфераки, и хозяином которого мог быть этот мальчик, но его наследники были вынуждены покинуть Россию. Промыслительно, что его внучка, урожденна Анна Бетулинская ( по матери – Алфераки), известная в мире как Анна Марли, дважды награждена высшими орденами Франции – Заслуги и Почетного Легиона. Вот таких людей мы теряем: другие страны награждают русских людей за заслуги уже перед другим отечеством. Анна Юрьевна, отдавая дорогие ей реликвии, понимает, что есть в этом некий мистический смысл: их вещи переезжают в их же дом. Наша пресс-конференция и посвящается в основном тому, чтобы через прессу, телевидение и радио отдать должное этим людям – долг благодарности».

Из книги "Дорога домой" А. Хайретдиновой. Издательство "Русский путь", 2004 год.

Hosted by uCoz




Фотографии Владимира Капелина в Таганрогском дворце Алфераки

Таганрог. Экспозиция, посвященная А.Ю.Смирновой-Марли во Дворце Алфераки

Таганрог. Экспозиция, посвященная А.Ю.Смирновой-Марли во Дворце Алфераки

Таганрог. Экспозиция, посвященная А.Ю.Смирновой-Марли во Дворце Алфераки

Рабочий кабинет.

Предки Анны Юрьевны из рода Алфераки.

Николай Дмитриевич Алфераки (1815-1860).

Таганрог. Дворец Алфераки. Зал для торжественных приёмов и балов.




Николай Дмитриевич Алфераки (1815-1860)




Портрет Н.Алфераки
Карл Брюллов, 1842. Государственный музей искусств, Минск



Историческая справка:

Николай Дмитриевич Алфераки (1815-1860). Родился в семье Д.И.Алфераки, сражавшегося в годы русско-турецкой войны (1768 - 1774) в русской армии и в конце XVIII в. получившего землю под Таганрогом. Из дворян Екатеринославской губернии, православный. Воспитывался в Благородном пансионе при Московском Университете. Окончил этико-философский факультет Харьковского университета со степенью кандидата. Большую часть жизни Н.Д.Алфераки прожил в Петербурге, где находился на государственной службе.
Определен на службу в Военно-походную Е.И.В. канцелярию 8 января 1836 г. 29 января того же года награжден бриллиантовым перстнем. 4 марта 1836 г. утвержден в чине коллежского секретаря. Назначен для ревизии порядка делопроизводства в департаментах Военного министерства 1 мая 1837 г. Прикомандирован к Комитету для поверки и исправления свода военных законов 14 января 1838 г. 17 апреля 1838 г. награжден орденом св. Анны 3 степени. 26 марта 1839 г. получил чин коллежского асессора. 8 мая 1840 г. назначен помощником управляющего делами Комитета об устройстве Закавказского края с оставлением при Военно-походной канцелярии. 22 января 1841 г. награжден орденом св. Владимира 4 степени.[1]

В 1845-48 гг. состоял при Почтовом департаменте в чине надворного советника, коллежского советника (1846). Откомандирован для занятий в Харьковскую губернскую почтовую контору (около 1846). Статский советник (1856), действительный статский советник (1860), чиновник особых поручений при главном попечителе Императорского Человеколюбивого общества и почетный член Главного совета детских приютов (1860), без содержания. Пять последних лет жил в г. Таганроге, где и умер 23 ноября 1860 г. Некролог Н.Д.Алфераки был опубликован в газете «Северная пчела».[2] Награды: бриллиантовый перстень (1836), орден св. Анны 3 ст., св. Владимира 4 ст. (1841), св. Станислава 2 ст. (1843), св. Анны 2 ст. (1858). Иностранные: греческий орден Спасителя (1858), персидский орден Льва и Солнца 2 ст. со звездой (1860). Имение: родовое – 25 дворов, 2000 десятин земли; 8 каменных домов, 25 каменных складочных магазинов в Таганроге; приобретенное – каменный дом в Харькове.

Н.Д.Алфераки – человек разносторонне одаренный, любитель и знаток живописи, писатель, талантливый скрипач. Был секретарем Академии художеств, дружил с братьями Брюлловыми, архитектором Штакеншнейдером. Приехав в Таганрог, построил особняк, где ныне располагается краеведческий музей. Н.Д.Алфераки был знаком с М.С.Щепкиным, В.А.Кокоревым, И.Ф.Мамонтовым (отцом Саввы Ивановича Мамонтова). Его дом украшали произведения таких известных художников, как К.П.Брюллов и И.К.Айвазовский. Был добрым приятелем К.Брюллова, который в 1842 году писал его портрет, но провел всего один сеанс и написал только голову (Таврическая выставка 1905 г. в Санкт-Петербурге, кат. № 1119). В настоящее время портрет находится в Белорусском Государственном художественном музее в г. Минске (Инв. № Ж-864) и известен как «Портрет скрипача Н.Д.Алфераки».

Владельцем незавершенного портрета был сын Николая Дмитриевича – Ахиллес Николаевич Алфераки (р. 1846, Харьков), действительный статский советник, директор-распорядитель Российского телеграфного агентства (1899), автор романсов и оперы «Лесной царь», окончил Историко-философский факультет Московского университета, землевладелец Екатеринославской губ., ранее служил в Москве.

Второй сын Н.Д. – Сергей (р. 1850, Харьков), зоолог (чешуекрылых), д.чл. Императорского Русского географического общества, вице-президент Русского энтомологического общества, корреспондент Зоологического музея Императорской Академии наук (1901), учился в Московском университете, путешествовал по Тянь-Шаню и написал путевые записки (организовал экспедицию на свои средства), жил в Санкт-Петербурге.

Внук Н.Д. – Николай Ахиллесович, художник, жил в Санкт-Петербурге.

Брат – Илья Дмитриевич Алфераки, титулярный советник (1845), служил в Таганроге градоначальником.

Племянник – Дмитрий Ильич Алфераки (ум. 1904), похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Любовь Кузьминична Алфераки (1824-1906) жила в собственном доме в Таганроге (1863), знакомая М.С.Щепкина, в 1890-1900-е годы жила в Санкт-Петербурге, похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Литература:
1. Адрес-календарь на 1845 г.
2. Список гражданским чинам первых шести классов по старшинству на 1848, 1855, 1858 гг.
3. Список гражданским чинам IV класса на 1860 г.
4. Кж. М.Н. Щербатова. Материалы для справочной книги по русским портретам, вып. 1. М., 1910.
5. М.С.Щепкин, т.1-2. М.: Искусство, 1984.
6. Большой энциклопедический словарь (дорев. изд.)
7. Петербургский некрополь, т.1. СПБ, 1912.
8. Весь Петербург. 1899, 1910-е.

9. Гос. Русский музей. Каталог. Живопись. Л.: Аврора, 1980.

[1] Столетие военного министерства. 1802-1902.- Т.3.- Отд.5.- СПб., 1909.- С.524.
[2] Северная пчела.- 1860.- №284.

В настоящее время портрет Николая Дмитриевича Алфераки находится в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени. Портрет Н.Д.Алфераки из московского музея является «двойником» портрета, хранящегося в краеведческом музее в г. Таганроге (однако на том отсутствует греческий орден Спасителя и персидский Льва и Солнца). По-видимому, оба портрета написаны одновременно, между 1841-1843 гг. (до получения ордена св. Станислава 2 ст., который на них не представлен), а иностранные награды приписаны к «московскому» портрету позднее.




Мария Михайловна Бетулинская. (1886-1982)
Мать Анны Юрьевны Смирновой-Марли


Мария Михайловна Бетулинская

статья Анны Смирновой-Марли о своей матери Марии Михайловне Бетулинской в газете «Русская мысль» от 15 июля 1982 года
На 96-ом году жизни, 11 июня 1982 года в Париже тихо скончалась Мария Михайловна Бетулинская. Жизнь её была светлой и мужественной, - пришлось пережить революцию, убиение любимого молодого мужа, памяти которого она осталась верна до последних дней, и бегство за границу с преданной няней и двумя девочками.

Мария Михайловна - для близких Мая - родилась в Таганроге ещё при царствовании Александра III в 1886 году в известной высококультурной семье греческого происхождения Алфераки. Михаил Николаевич Алфераки, её отец, был камергером Высочайшего Двора; помимо своих дворцовых и общественных обязанностей он успешно занимался музыкой, был великолепным скрипачом, в прошлом учеником Ауэра. Не раз по вечерам до детской доносились звуки «Хауз Мюзик Концерт», и Софа, Миша, Ната и Мая засыпали как в раю. Как всё это далеко и близко когда пришла конечная точка, и думы разбегаются по пыльным дорогам прошлого!

1922 год. Мама, няня и дети эмигрируют в Ментону на Французской Ривьере. Нелегко было молодой утончённой женщине бороться за существование, когда единственный багаж – лишь знание языков, истории, литературы. Няня Наташа героически вела дом – одевала девочек, помогала их воспитанию и, работая, где могла, вносила заработок свой в общую казну. Она с гордостью не давала барыне дотрагиваться к кастрюлям, но могла и выругать её от души, по-деревенски. Дочери благодаря стипендии Императрицы Марии Фёдоровны окончили русскую школу «Александрино» в Ницце.
В 1936 году семья переехала в Париж, где младшая дочь и посвятила себя искусству балету, а потом пению, гитаре и композиции. Во время второй мировой войны под псевдонимом Анна Марли она стала автором и композитором знаменитых песен подпольного движения, из которых самая известная – «Песнь партизан».

После войны Маю ожидал новый большой перелёт – в Аргентину, где обосновалась Анна Марли с мужем. Пятнадцать лет счастливой жизни в стране пампы и танго. Вдруг тяжко заболела няня. Пришлось ехать обратно. Мая вернулась в свой любимый Париж под опеку овдовевшей старшей дочери Марины.

Няня ушла в лучший мир, окончив жизненный путь, полный преданности и бескорыстия. Годы шли… Прошлое казалось покинутым солнцем, как это часто бывает. Но Мая обладала магическим свойством витать над реальностью. Она стремилась к духовному великолепию и черпала счастье у таинственного источника звуков, грёз, благоуханий. Так она и пронеслась по жизни, как в Вагнериане пролетела бы фея. Сформировавшись в дореволюционной России, она прожила жизнь теми ценностями, которые создают крепких духом людей. Её отзывчивость, мягкость, обширная многогранная культура и глубокая вера были примером и утешением для всех. Этим она покоряла сердца.

Теперь она ушла, потому что настало время… Но она не исчезла, - свеча горит… Во веки вечные: АМИНЬ.

Дочь Анна


Опубликовано из сборника"Дорога домой". А. Хайретдинова. Издательство "Русский путь", Москва, 2004 год.


________________
2
Мать, Мария Михайловна – Анне.

Париж, 30 октября 1975

Тютечка, заслуга твоя в том, что ты сама, без всякой помощи делала свою карьеру. У тебя не было импресарио, не было никакой поддержки, кроме твоей собственной смелости, твёрдости бесподобной для молодой женщины, твоего мнения и упорства на всём творческом пути. Ты побывала в среде самых различных групп, разговаривала с тысячью людей во всех странах, где была, вернее, пела под свою неутомимую гитару. Я восхищаюсь тобой, не знающая усталости путешественница, постоянная труженица.

Я видела тебя в постоянном поиске, в совершенствовании, в открытом диалоге, как ты захватывала слушателей своей оригинальностью, своими печалями, каламбурами, песнями, баснями. Но больше всего у тебя было очарования, которому невозможно научиться, утончённого, пленительного.

И я рада, что твоя карьера, богатая и безудержная, созданная лишь твоей собственной силой воли и полной отдачей искусству, смогла осуществиться среди шумного поколения, как раз до того, как техника, электроника, лазер не овладели личными свободами, делая почти невозможными усилия одиночек предпринять что-либо независимо. Я люблю тебя

Твоя Мино


________________
3

Мария Бетулинская

В письме Анне в Лондон.
Медон, 20 февраля 1942 года

В РАЗЛУКЕ

Мое дитя, мой друг, мой Ангел светлокрылый!
Как грустно без тебя, как стала жизнь скучна
С тех пор, как не звучит для нас твой голос милый,
Как между нами встала грозная стена...

Часами целыми я говорю с тобою,
И дома иногда смотрю на твой портрет.
Твержу твои стихи, живу с твоей мечтою
И свято берегу твой любящий завет.

Ты появилась в свет в годину роковую,
Не знала ты отца, а он тебя любил,
И ты, любви полна... Головку молодую
И сердце чистое Господь благословил.

Ты душу храбрую с умом соединяешь,
Ты можешь созидать, бороться и терпеть.
И ты - поэт, дитя. Ты тайному внимаешь,
Ты веришь, что мечта не может умереть.

И помнится твое мне детство золотое,
Сияющей души улыбка и расцвет:
Вокруг тепло, цветы и небо голубое
И ярких южных волн ласкающий привет.

Гуляли мы с тобой, когда жара ложилась,
И ручка милая мне руку обвила...
С тек ранних дней душой с тобой сроднилась,
Союзность нежная была заключена.

Ты мне не только дочь, а ведь гораздо больше.
И я не только мать, а более того...
Теперь ты далеко. Ты замужем, все дольше
Тоскует мысль моя, не зная ничего...

Не зная ничего, не получая вести,
Не видя почерк твой средь ласковых речей,
Что ты - здорова ли, в каком далеком месте? –
Упорно думаю в безмолвии ночей.

Помилуй, Боже, нас! Помилуй всех, кто любит!
Дай меньше нам скорбей, спаси своих людей.
Суровой ночи тьма зарю живую будит,
И встрепенется мир у сброшенных цепей.


Вернуться на главную страницу